Определяющая роль в формировании личности дошкольника принадлежит семье, которая имеет значительные возможности для становления системы ценностных ориентаций ребенка.

Семья является определенным духовно-нравственным союзом, сообществом, состоящим из родителей и детей, имеет устойчивый, постоянный характер и связана в единстве не только общим помещением и экономической зависимостью, но и чувствами, основанными на кровном родстве.

Биологические, психологические и социальные связи между супругами и детьми обеспечивают привлечение подрастающего поколения к культурным и духовно-нравственных ценностям общества, позволяют взрослым осуществлять контроль за результатами привлечения детей к культурной среде. Приобретение ребенком личного жизненного опыта, формирование определенной собственной системы ценностей, необходимо для выполнения социальных ролей, усвоение дошкольником миропонимания, присущего данной культуре, построения на этой основе своего поведения.

В отношениях между родителями и детьми присутствует попытка взрослых удовлетворять все потребности ребенка (прежде всего, материальные), желание предостеречь, уберечь ребенка от любого рода жизненных трудностей и неудач. Для трети отцов характерна гибкость позиции по отношению к ребенку. Это может проявляться в изменении способов воздействия на ребенка в зависимости от его настроения, возраста, условий взаимодействия.

Заметим, что мужчины в большей степени ориентируются в индивидуальных особенностях детей, способны предвидеть перспективы развития ребенка, и на этой основе строить план дальнейшего взаимодействия. Но инициативу в выборе стиля семейного воспитания и ответственность за результаты воспитательных воздействий перекладывают на женщин.

Анализы психологов позволяют констатировать, что дети, у родителей которых доминируют ценности, направленные на повышение материального положения любым путем, инстинктивные и рациональные чувства к ребенку, приоритет отдается собственному вкусу.
Влияние родителей на ценностное отношение ребенка к другим людям
Следует учитывать, что ценности отца постепенно превращаются в собственные ценностные ориентации мальчика. К примеру, для сохранения вещи, мальчик готов уступить общением с ровесниками. Таким образом, материальные ценности выступают на передний план. Во время беседы мальчик якобы сам стесняется своего поведения, своего объяснения. Говорит очень тихо, не смотрит в глаза, прячет рисунок. Объяснение этому то. что у родителей отсутствует единство в воспитательных позициях относительно ребенка, у отца и матери наблюдаются значительные различия в ценностных ориентациях.

О позитивном гармоничном отношении к воспитателям и ровесникам свидетельствует уравновешенная композиция, наличие совместной деятельности, отражение индивидуальности человеческих фигур, детализированность, использование теплых и ярких цветов при рисовании.

Отношение детей к окружающим людям постоянно развиваются и имеют свою модально-эмоционально-ценностный аспект, выраженный в стремлении к гуманизации и гармонизации отношений с окружающим миром. Эти отношения выступают и как условие для полноценного личностного развития ребенка, и как критерий этого развития.

Эмоционально — ценностное отношение дошкольника к окружающему миру вообще, и к значимым людям как к социальной микро группы частности, обусловлено семейными отношениями и ценностными ориентациями родителей.
Наталия.