Основными новообразованиями, начального школьного, возрастного периода являются: формирование внутреннего плана действия, произвольность рефлексия. Планирование внутренне связано с рефлексией, сущность которой заключается в поиске и выделении ребенком свойств собственных мыслительных действий и превращении их в предмет анализа.

В способности человека учиться присутствуют компоненты самостоятельности, инициативности, субъективности, которые не сводятся к рефлексивности. Исследованиями было установлено, что учебная деятельность, организованная на основе кооперации, способствует рефлексивному развитию.

Формальная рефлексия формируется, если учитель следит за тем, чтобы ребенок контролировал сугубо исполнительный аспект совершения определенного действия: как выполняется это действие, что нужно конкретно сделать, чтобы ее осуществить. Если же рефлексия направлена на то, чтобы найти, чем данное действие выполняется так, а не иначе, что является причиной успешного выполнения действий в различных условиях, то это явление приобретает содержательный характер.

У детей младшей школы, произвольность в своем развитии поднимается на новую качественную ступень. У детей появляется способность действовать не только в соответствии с требованиями взрослого, но и в соответствии с самостоятельно произведенными требованиями.

На момент поступления в школу у ребенка должен быть сформирован определенный уровень произвольности поведения. Качественно меняются произвольная регуляция поведения, познавательные процессы в целом. Развитие произвольности познавательных процессов является одним из новообразований у детей младшей школы.

В этом возрасте ребенок учится сознательно, самостоятельно регулировать свое поведение, свои действия в новой ведущей деятельности — учебной. Одновременно происходит формирование не только произвольного поведения, но и произвольного запоминания, произвольного внимания, мышления. Появляется способность организованность действий, которые отвечают поставленным перед ребенком задачам.
Психологические особенности в развитии младшего школьника
Средством организации внутренней умственной деятельности, направленной на овладение самим собой, на управление своим вниманием, восприятием, памятью и т.д. становится язык: составление плана, формулировки вопросов.
Школьник учится контролировать процесс решения задачи, корректировать свои действия одновременно управлять течением психических процессов. Это происходит под руководством учителя, который предлагает подумать, вспомнить, запомнить и т.д.
То есть, осуществляются специальные педагогические задачи по развитию произвольности, в результате чего и происходит формирование произвольного внимания, памяти, воображения и других психических процессов.

Итак, психические новообразования являются основой развития познавательных процессов, главными характеристиками которых становятся произвольность, продуктивность. Благодаря содержательной рефлексии и формированию произвольности психических процессов познавательная деятельность контролируется и управляется самим ребенком, а ее планирование приобретает опосредованный характер, что создает психологическую подоплеку становления познавательных способностей ученика. Вследствии чего ребёнок будет более внимателен, собран и будет лучше учится.
Наталия.