Основными новообразованиями, начального школьного, возрастного периода являются: формирование внутреннего плана действия, произвольность рефлексия. Планирование внутренне связано с рефлексией, сущность которой заключается в поиске и выделении ребенком свойств собственных мыслительных действий и превращении их в предмет анализа.
В способности человека учиться присутствуют компоненты самостоятельности, инициативности, субъективности, которые не сводятся к рефлексивности. Исследованиями было установлено, что учебная деятельность, организованная на основе кооперации, способствует рефлексивному развитию.
Формальная рефлексия формируется, если учитель следит за тем, чтобы ребенок контролировал сугубо исполнительный аспект совершения определенного действия: как выполняется это действие, что нужно конкретно сделать, чтобы ее осуществить. Если же рефлексия направлена на то, чтобы найти, чем данное действие выполняется так, а не иначе, что является причиной успешного выполнения действий в различных условиях, то это явление приобретает содержательный характер.
У детей младшей школы, произвольность в своем развитии поднимается на новую качественную ступень. У детей появляется способность действовать не только в соответствии с требованиями взрослого, но и в соответствии с самостоятельно произведенными требованиями.
На момент поступления в школу у ребенка должен быть сформирован определенный уровень произвольности поведения. Качественно меняются произвольная регуляция поведения, познавательные процессы в целом. Развитие произвольности познавательных процессов является одним из новообразований у детей младшей школы.
В этом возрасте ребенок учится сознательно, самостоятельно регулировать свое поведение, свои действия в новой ведущей деятельности — учебной. Одновременно происходит формирование не только произвольного поведения, но и произвольного запоминания, произвольного внимания, мышления. Появляется способность организованность действий, которые отвечают поставленным перед ребенком задачам.
Средством организации внутренней умственной деятельности, направленной на овладение самим собой, на управление своим вниманием, восприятием, памятью и т.д. становится язык: составление плана, формулировки вопросов.
Школьник учится контролировать процесс решения задачи, корректировать свои действия одновременно управлять течением психических процессов. Это происходит под руководством учителя, который предлагает подумать, вспомнить, запомнить и т.д.
То есть, осуществляются специальные педагогические задачи по развитию произвольности, в результате чего и происходит формирование произвольного внимания, памяти, воображения и других психических процессов.
Итак, психические новообразования являются основой развития познавательных процессов, главными характеристиками которых становятся произвольность, продуктивность. Благодаря содержательной рефлексии и формированию произвольности психических процессов познавательная деятельность контролируется и управляется самим ребенком, а ее планирование приобретает опосредованный характер, что создает психологическую подоплеку становления познавательных способностей ученика. Вследствии чего ребёнок будет более внимателен, собран и будет лучше учится.
Наталия.
Нет комментариев